Дистанционная олимпиадная программа по химии

Проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей в России сегодня чрезвычайно актуальна и имеет государственную поддержку. Одарённые, талантливые учащиеся – это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи.

В Законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» указывается на необходимость развития творческих возможностей одаренных детей, которые в будущем станут ядром научной элиты страны. Программа подготовки к олимпиаде по химии предназначена для обучающихся 8-11 классов.

Цель олимпиад — ознакомление учащихся с задачами предметных уровней и предоставление возможности сравнить свои успехи в изучении областей науки с успехами своих ровесников.

Участие школьников в олимпиадах имеет целый ряд привлекательных моментов и для ученика, и для родителей:

  • — дает возможность обучающимся и их учителям защищать честь своей школы;
  • — создает ситуацию успеха, поднимает интерес учащихся к изучению предмета;
  • — каждый участник имеет возможность получить диплом призера или участника, сертификат для портфолио, которые могут послужить лишним «козырем» при поступлении в ВУЗ.

Цель: подготовить учащихся к успешному участию в экспериментальных турах олимпиад различного уровня.

Задачи:

  • — обобщить и систематизировать знания учащихся о возможных и наиболее рациональных способах решения экспериментальных задач, — научить пользоваться справочной литературой и словарями;
  • — обучить основным подходам к решению расчетных задач по химии, нестандартному решению практических задач;
  • — формировать навыки исследовательской деятельности;
  • — развить у учащихся логического мышления, кругозора, памяти, речи.

Учащиеся должны знать и уметь:

  • — характеризовать вещества, химические реакции;
  • — проводить расчёты по химическим формулам и уравнениям;
  • — проводить качественный и количественный анализ смеси веществ;
  • — объяснять химические явления;
  • — ориентироваться и принимать решения в проблемных ситуациях;
  • — решать комбинированные задачи и задачи повышенного уровня.

Методические рекомендации.

Формирование группы.

Работа по подготовке учащихся к олимпиаде начинается с выявления наиболее подготовленных, одаренных и заинтересованных школьников. В этом учителю помогают наблюдения в ходе уроков химии, организация кружковой и исследовательской работы. Имеет значение для оценки способности школьников и анализ их успеваемости по математике и другим естественнонаучным предметам, изучение которых начинается раньше, чем школьного курса химии. Важную роль играют также проведение и результаты психолого-педагогического исследования одаренности учащихся.

Одновременно с выявлением школьников интересующихся химией и формированием этого интереса, происходит создание творческой группы, команды школьников готовящихся к олимпиадам. Несмотря на то, что основной формой подготовки школьников к олимпиаде является индивидуальная работа, наличие такой команды имеет большое значение. Она позволяет реализовать взаимопомощь, передачу опыта участия в
олимпиадах, психологическую подготовку новых участников. Наличие группы школьников, увлеченных общим делом, служит своеобразным центром кристаллизации, привлекающих новых участников. Это позволяет также уменьшить нагрузку учителя, так как часть работы по подготовке младших могут взять на себя старшие, и, обучая других, они будут совершенствовать и свои знания. В такой группе младший школьник, постоянно находясь в атмосфере решения химических проблем, методов решения задач, обсуждения опытов, будет неосознанно впитывать новые знания, умения,
психологические установки.

Форма работы.

Основной формой работы на занятиях являются различные формы индивидуальной и парной работы. Каждый ученик самостоятельно или с помощью учителя выбирает задачу соответствующего уровня, в случае необходимости консультируется и отчитывается по результатам ее решения, намечает задачи и теоретические вопросы для дополнительной работы дома. Старшие ученики могут, решая свои задачи, выступать также в роли
консультантов и контролеров для младших. Учитель консультирует отдельных учеников или беседует с мини-группами, намечает перспективы и цели дальнейшей подготовки.

Олимпиады способствуют привлечению большего числа школьников к серьезному изучению химии и содействуют повышению уровня преподавания химии в школе. Подготовка к олимпиадам часто является основой различных внеурочных занятий: кружков, лекториев, факультативов, предметных конференций. Олимпиадные задания помогают выявить не только наиболее одаренных учеников, но и людей, умеющих решать нестандартные задачи. В содержании олимпиадных заданий отражаются достижения современной науки, значит, осуществляется взаимообратная связь олимпиадного движения и развития науки.

Участниками программы могут стать победители и призеры муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии. Также преподаватель в исключительных случаях может принимать решение о зачислении слушателей самостоятельно на основании достижений ученика. Заявку на программу можно подать на электронную почту mira.edurm@gmail.com
Антонова Лариса Вячеславовна
  • Заместитель директора по УВР, учитель химии Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Центр образования – Средняя общеобразовательная школа №12»  Рузаевского муниципального района.
  • Почетный работник общего образования Российской Федерации
Дистанционная олимпиадная программа по химии