Июльская образовательная программа «Живи, родной язык!»

Со 2 по 22 июля 2019 года 50 детей в возрасте от 10 до 17 лет приняли участие в Межрегиональной профильной смене «Живи, родной язык!» на базе оздоровительного лагеря «Сивинь» Краснослободского муниципального района.

Через мастер-классы, творческие лаборатории, развивающие игры по родным языкам, обучающиеся готовили научно — исследовательские проекты по мокшанскому, эрзянскому, татарскому языкам, истории и культуре мордовского и татарского народов.

В тесном взаимодействии с Художественным училищем, Русским драматическим театром, ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева» проводились мастер-классы по следующим направлениям:

  • хореография;
  • вокальное искусство;
  • декоративно-прикладное искусство;
  • актерское мастерство;
  • резьба по дереву;
  • мыловарение.

В ходе профильной смены организована экскурсия в г. Наровчат, состоялись встречи с писателями и поэтами Республики Мордовии, главными редакторами национальных журналов и газет, руководителями и артистами фольклорных коллективов, научными сотрудниками национальной библиотеки им. А. С. Пушкина и музея им. С. Д. Эрьзи.

Были проведены мероприятия, посвященные: финно-угорским традициям, национальным играм, мифам и легендам разных народов, национальным песням.

Участниками данной смены являлись 40 обучающихся из Республики Мордовия, 10 — из регионов РФ с компактным проживанием мордовского населения, в том числе Владимирской, Пензенской, Ульяновской областей, Республики Башкортостан и Татарстан.
В смене по результатам отбора принимали участие победители и призеры Межрегиональных и региональных олимпиад по родным языкам (мордовскому языку — мокшанскому и эрзянскому, татарскому, русскому) и конкурсов этнокультурной направленности.

Тултаев Федор Петрович
  • Директор детского оздоровительного лагеря «Сивинь»
Миронова Марина Николаевна
  • Руководитель лагеря
  • Учитель мокшанского языка МОУ «СОШ № 24 с УИОП»
Салмова Надежда Васильевна
  • Главный специалист отдела общего образования Министерства образования Республики Мордовия
  • Куратор этнокультурной смены
Боярова Фазия Фаритовна
  • Учитель татарского языка и литературы МОУ «Черемишевская основная общеобразовательная школа» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия
Кезина Вера Николаевна
  • Учитель эрзянского языка
  • Учитель русского языка и литературы
Сидяева Валентина Алексеевна
  • Учитель мокшанского языка

Республика Мордовия представляет собой образец межнационального и межконфессионального согласия. В Мордовии издавна в мире живут представители разных национальностей — русские (около 55% населения), мордва — мокша и эрзя (около 40%), татары (около 5%).
В настоящее время по данным региональных органов управления образованием Российской Федерации в 8 регионах России — Республики Башкортостан, Татарстан, Чувашия, Оренбургская, Самарская, Пензенская, Ульяновская области функционируют 54 школы с преимущественным контингентом детей мордовской национальности.

Программа детского межрегионального образовательно-оздоровительного лагеря направлена на создание атмосферы взаимопонимания и поддержки в процессе коммуникации на родном языке, ознакомления с историей, культурой, традициями, обычаями мордовского и татарского народов; раскрытие творческого потенциала и познавательной активности учащихся.

Программа состоит из учебного процесса и культурно-досуговой деятельности. Учебный процесс осуществляет преподавательский состав из различных учреждений Республики Мордовия. Формами организации учебной и научно-исследовательской работы являются мастер-классы, занятия в игровой форме, работа над научно-исследовательскими проектами по мокшанскому, эрзянскому, татарскому языкам и литературе, истории и культуре родного края. Защита проектов осуществляется на межрегиональной научно-практической конференции в конце лагерной смены, по итогам которой члены жюри определяют призовые места.

Формой организации культурно-досуговой деятельности является «Школа творческого саморазвития» (2-я половина дня) (направления работы — художественное, хореографическое, вокально-инструментальное, спортивное). Таким образом, реализация Программы лагеря предполагается через реализацию подпрограмм «Образование», «Здоровье», «Культура и досуг», «Спорт», «Психология саморазвития».
Для участия в Межрегиональный образовательно-оздоровительный лагерь «Живи, родной язык!» приглашаются учащиеся мордва (мокша, эрзя), татары возраста 9-16 лет из Республики Мордовия и регионов Российской Федерации с компактным проживанием мордовского населения в количестве 88 человек.

Программа лагеря «Живи, родной язык!» призвана передавать молодому поколению бесценное богатство, накопленное поколениями, нравственные устои, традиции, духовные ценности, историческое прошлое своего народа.

1. Цель и задачи лагеря:
— создание условий для сохранения, изучения и развития мордовского (мокшанского, эрзянского) и татарского языков, приобщения к традициям, обрядам, углубления знаний по истории и культуре мордовского и татарского народов в условиях летнего межрегионального этнокультурного лагеря.
Задачи:
— сохранение и развитие мордовского (мокшанского, эрзянского) и татарского языков как основ национальной культуры, полноценного средства общения и консолидации мордовского и татарского народов;
— формирование знаний об истории своего народа, его языковой культуре, национальном характере, традициях и обрядах, нормах и правилах поведения, художественных и ремесленнических промыслах, фольклоре;
— создание единого этнокультурного образовательного и воспитательного пространства;
— воспитание активных, ответственных граждан, осознающих себя представителями своего народа, способных сохранять и развивать национальные традиции и культуру, быть равными среди других культур и народов;
— развитие и укрепление региональных и межрегиональных отношений, дружеских контактов.

2. Организационная структура для реализации данной программы
Куратор лагеря — организует выполнение образовательно-оздоровительной программы и плана работы лагеря, контролирует их выполнение.
Руководитель лагерной смены, — организует деятельность учащихся в течение дня.
Вожатый — организует и обеспечивает участие детей в культурно-массовых, спортивно-оздоровительных мероприятиях, использует разнообразные приемы, методы и средства обучения и воспитания;
Преподаватели проводят занятия, мастер-классы по мордовским (мокшанскому и эрзянскому) и татарскому языкам и литературе, этнографии, истории и культуре мордовского и татарского народов, интеллектуальные игры, викторины, конкурсы.

3. Ожидаемые результаты
— дальнейшее развитие мордовского (мокшанского, эрзянского) и татарского языков, национальных традиций, обрядов и культуры народов;
— разрушение стереотипов и негативного клише в восприятии представителей другого этноса, формирование по¬зитивных установок в восприятии людей иной национально¬сти;
— художественно-творческое, физическое развитие учащихся на материале устно-поэтического и музыкального фольклора, произведений поэтов, писателей и композиторов Мордовии, национальных игр, мордовского и татарского декоративно-прикладного искусства;
— создание газетных и журнальных публикаций о межрегиональной этнокультурной лагерной смене;
— участие школьников Республики Мордовия и регионов РФ с компактным проживанием мордовского населения в межрегиональных и республиканских олимпиадах по мордовскому (мокшанскому, эрзянскому) и татарскому языкам и литературе, научно-практических конференциях, семинарах различного уровня.

4. Эффективность программы
— рост результативности выступлений учащихся на родном языке в различных семинарах, олимпиадах, смотрах, конкурсах и т. п.;
— обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов;
— разработка и реализация образовательных и культурно-досуговых программ по работе с детьми разных национальностей;
— повышение качества знаний учащихся по родным языкам и литературе;
— увеличение числа детей, активно занимающихся творческой, интеллектуально-познавательной деятельностью;
— развитие и укрепление региональных и межрегиональных отношений, дружеских контактов;
— воспитание активных, ответственных граждан, осознающих себя представителями своего народа, способных сохранять и развивать национальные традиции и культуру, быть равными среди других культур и народов.
— привлечение учащихся на учебу в ВУЗы Республики Мордовия.

5. Результаты этнолагеря:
— выпуск этнолагерной газеты (компьютерная верстка);
— создание фотосессии (в электронной версии на CD-диске);
— обобщение материалов из опыта работы в лагере;
— в течение учебного года представление материалов из опыта работы Межрегионального этнокультурного лагеря «Живи, родной язык!» на конференциях, семинарах.

Список методической литературы,
используемой при реализации программы:

1) «История и культура мордовского народа» под редакцией Н. М. Арсентьева. Учебное пособие. г. Саранск: Издательский центр Историко- социологического института МГУ им. Н. П. Огарева, 2008;
2) Учайкина Н. И. Мордовская мифология. Учебно-методический комплекс. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та. 48 с.;
3) Ломшина Е. Н. Этноэтика мордвы. Учебно-методический комплекс. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2013. 48 с.;
4) Ломшина Е. Н. Тенденции развития праздничной культуры мордовского этноса // Финно-угорский мир. Международный журнал, 2014. № 4. С. 18-19;
5) Ганиева Ф. А., Рамазанова Ч. Р., Абдуллина Д. М. Татарская литература (Әдәбият). 10 класс. Часть 1, 2;
6) Гайнуллина Г. Ф., Зиннуров М. К., Харисова Г. Ф., Хуснутдинов Д. Х./Под ред. Харисова Ф. Ф. Татарский язык. 8 класс;
7) Фатых Фасеев «Любимые праздники татар»

Июльская образовательная программа «Живи, родной язык!»