Июньская дистанционная образовательная программа «Человек и его здоровье»

Набор на программу закончен.

Программа направлена на углубленное изучение предмета биологии, позволяет углубить и расширить знания учащихся о здоровье человека как важнейшей жизненной ценности, привить интерес и желание больше узнать самого себя, глубже познакомиться с причинами, нарушающими здоровье, и факторами, сохраняющими его;

способствует формированию здорового образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека; способствует профессиональной ориентации школьников, осуществляет тесную связь теории с практикой, вооружает учащихся практическими умениями и навыками. Программа содержит 14 разделов, каждый из которых содержит лабораторный практикум, решение задач, экспериментальную деятельность, проектную деятельность. Лекционная и практическая части курса предполагают широкое использование слайдов, сети Интернет, наглядных пособий.

Структура программы:

Введение Общие сведения о строении и функциях организма человека. Связь науки анатомии с другими биологическими науками. Понятие о здоровье, здоровом образе жизни, культуре здоровья.

Раздел 1. Организм как живая открытая система Основные свойства организма. Система органов в организме. Уровни организации организма. Клетки и ткани – «строительные материалы».

Раздел 2. Исполнители симфонии жизни Гуморальная и нервная регуляция функций организма. Железы внутренней секреции. Гормоны и их свойства. Роль нервной системы в восприятии, переработке и передаче информации. Рефлекс как основа нервной деятельности.

Раздел 3. Двигатели нашего тела Кости скелета. Строение скелета. Функциональные особенности опорно-двигательной и мышечной систем человека. Роль движения в нашей жизни. Арсенал наших двигательных возможностей. Химия и энергетика работающей мышцы. Что такое утомление? Сила мышц и их выносливость. Определение типа телосложения, осанки. Функциональные нарушения и роль физических упражнений в формировании опорно-двигательной и мышечной систем человека.

Раздел 4. Защитные механизмы организма Кровь и лимфа – две реки жизни. Тканевая совместимость и переливание крови. Клетки крови на страже здоровья. Как наш организм защищается от инфекции. Детские инфекционные заболевания и меры борьбы с ними. История становления иммунологии как науки. Пути решения проблемы  иммунопрофилактики. Профилактика заболевания. Разработка вакцины.

Раздел 5. Главная транспортная система организма Транспортные «магистрали» – сосуды. Неутомимое сердце. Физиологические особенности и гигиена сердечно-сосудистой и лимфатической систем человека. Функциональные нарушения работы сердца, кровеносной системы, их профилактика. Первая помощь при кровотечениях.

Раздел 6. Чтобы жить – надо есть Значение питательных веществ для организма. Особенности обмена веществ в разном возрасте. Рациональное питание. Режим питания.  Опасность переедания, болезни сытости. Дистрофия и болезни голода. Лечебное голодание. Диетическое питание для больных. Экологически чистые продукты. Пищевые добавки. Трансгенные продукты. Знакомство с особенностями профессиональной деятельности врача-диетолога.

Раздел 7. Окружающая среда и гигиена пищеварительной системы человека Пищеварение в ротовой полости, желудке, кишечнике. Функциональные нарушения и гигиена пищеварения. Функциональные нарушения и гигиена пищеварения в железах пищеварительной системы. Функциональные нарушения и гигиена пищеварения в кишечнике. Функция аппендикса в организме.

Раздел 8. Окружающая среда и гигиена дыхательной системы человека Строение и функциональные особенности органов дыхания. Гигиена дыхания. Патологические изменения функций дыхательной системы и меры их профилактики. Первая помощь при поражении органов дыхания.

Раздел 9. Кожа – зеркало здоровья Строение и функциональные особенности кожи. Роль кожи в терморегуляции организма. Механизм терморегуляции. Причины повышения температуры при заболеваниях. Нарушение терморегуляции (ожоги и обморожения). Обмен веществ и постоянная температура тела. Вирусные заболевания кожи (бородавки и герпес). Чесотка и грибковые заболевания кожи (микоз, лишай, парша). Закаливание организма и факторы среды. Формы и условия закаливания. Гигиенические требования к одежде и обуви. Косметические средства и их рациональное использование.  Домашняя косметика. Производные кожи. Оправа красоты, или о волосах. Как ухаживать за волосами? Сухие и жирные волосы. Выпадение волос. Изменение цвета волос: окраска и обесцвечивание.

Раздел 10. «Умные» фильтры Строение и функции почек. Заболевания органов мочевыделения. Питьевой режим.

Раздел 11. Воздействие окружающей среды на органы чувств Глаза – зеркало души. Строение глаза. Физиологические особенности глаза – органа зрения. Как заботиться о своих глазах? Причины  аздражения глаз. Гимнастика для глаз. Зрение и компьютер. Упражнения для расслабления глазных мышц после работы за компьютером. Зачем человеку  уши? Физиологические особенности уха, гигиена и профилактика заболеваний данного органа. Органы осязания, обоняния и вкуса.

Раздел 12. Взаимосвязь окружающей среды с обменными процессами в организме человека Сбалансированность питания и водообмена – важнейшие условия стабильности обмена веществ в организме человека. Функция витаминов в обмене веществ организма. Функция желез внутренней секреции в обмене веществ. Патология и профилактика обменных процессов в организме.

Раздел 13. Психологические особенности человека Наука о душе. Классификация темперамента по Гиппократу. Классификация типов нервной системы по Павлову. Соотношение характера и темперамента. Воля – способность человека к преодолению трудностей. Познавательные процессы. Речь – средство общения. Память, ее виды и значение для формирования мыслительной деятельности и поведения. Как Вы спите? Двойное чудо сна. Отчего мы погружаемся в сон? Физиология сна. Нормы сна – наполеоновские и медицинские. Что такое литаргический сон? Полезны или вредны сновидения? Что такое гипноз? Объяснение гипноза вчера и сегодня. Можно ли вылечить гипнозом?

Раздел 14. Наш долг перед будущим Чудесные спирали ДНК. Генетические болезни человека. Генетическое определение пола. Методы изучения генетики человека. Хромосомные аномалии.

Стать участниками программы могут учащиеся 8-9 классов школ Мордовии, имеющих Российское гражданство и успешно сдавшие вступительный тест по результатам конкурсного отбора. Для этого необходимо подать заявку на программу ниже. В первую очередь участниками программы могут стать победители и призеры муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии. Также преподаватель в исключительных случаях может принимать решение о зачислении слушателей самостоятельно на основании достижений ученика. Подать заявку на участие в программе можно до 26 мая включительно. Список участников, записанных на курс
Ф.И.О. Район
Абдрахманова Анель Тэуекелкызы Ельниковский
Абрамова АнастасияАлексеевна Рузаевский
Авдошкина Валерия Александровна  г. Рузаевка
Аржанова Евгения Александровна г.о. Саранск
Артемова Кристина Алексеевна г.о. Саранск
Барсток Арсений Алексеевич г. Рузаевка
Бикбаева Алина Альбертовна Рузаевский
Биксаляева Диана Альбертовна Рузаевский
Вергаскина Валерия Евгеньевна г. Рузаевка
Вишнякова Валентина Викторовна  г. Инсар
Власова Карина Евгеньевна Ельниковский
Волкова Екатерина Игоревна г.о. Саранск
Ворожейкина Ольга Александровна г.о. Саранск
Головина Анастасия Сергеевна Ардатовский
Григорян Лилит Арменовна  г.о. Саранск
Елисеева Алёна Сергеевна г. Ардатов
Жирнова Мария Александровна г. Ардатов
Зайкина Анастасия Алексеевна Инсарский
Заречнева Алёна Игоревна г.о. Саранск
Земская Виктория Александровна г. Инсар
Иванова Дарья Александровна Рузаевский
Исхакова Лениза Ханифовна Лямбирский
Картмазова Ксения Александровна г. Рузаевка
Коленченко Яна Андреевна г. Рузаевка
Комиссарова Мария Сергеевна Рузаевский
Кулагина Дарья Александровна г.о. Саранск
Лобанова Дарья Сергеевна г. Рузаевка
Лыбаева Елизавета Евгеньевна г.о. Саранск
Майданова Александра Александровна г. Ардатов
Мартынов Егор Сергеевич Рузаевский
Медянкина Анастасия Витальевна Краснослободский
Мельникова Ксения Николаевна г.о. Саранск
Мироненко Амалия Витальевна Рузаевский
Никулкина Елена Михайлова Ельниковский
Новикова Виктория Алексеевна г. Рузаевка
Орехова Анастасия Александровна г. Рузаевка
Панфилкин Олег Евгеньевич г.о. Саранск
Пинчугин Денис Егорович г.о. Саранск
Савичкина Полина Александровна г. Рузаевка
Санников Алим Ефремович г.о. Саранск
Саушина Анастасия Сергеевна Рузаевский
Сорудейкина Юлия Олеговна Торбеевский
Спиркина Анастасия Денисовна г.о. Саранск
Улякина Юлия Васильевна г. Инсар
Федина Ирина Алексеевна г. Рузаевка
Фудин Александр Васильевич Краснослободский
Ципина Татьяна Александровна г. Рузаевка
Чекмарева Жанна Алексеевна Ельниковский
Чикирова Анастасия Вячеславовна г.о. Саранск
Швечков Андрей Евгеньевич Краснослободский
Шичкин Степан Иванович Торбеевский
Якутина Ксения Витальевна г. Саранск
Антонова Елена Викторовна
  • Член Республиканского экспертного совета при Министерстве образования РМ
  • Победитель республиканского конкурса «Учитель года 2004»
  • Почетный работник общего образования Российской Федерации
Июньская дистанционная образовательная программа «Человек и его здоровье»