Программа направлена на углубленное изучение предмета биологии, позволяет углубить и расширить знания учащихся о здоровье человека как важнейшей жизненной ценности, привить интерес и желание больше узнать самого себя, глубже познакомиться с причинами, нарушающими здоровье, и факторами, сохраняющими его;
способствует формированию здорового образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека; способствует профессиональной ориентации школьников, осуществляет тесную связь теории с практикой, вооружает учащихся практическими умениями и навыками. Программа содержит 14 разделов, каждый из которых содержит лабораторный практикум, решение задач, экспериментальную деятельность, проектную деятельность. Лекционная и практическая части курса предполагают широкое использование слайдов, сети Интернет, наглядных пособий.Структура программы:
Введение Общие сведения о строении и функциях организма человека. Связь науки анатомии с другими биологическими науками. Понятие о здоровье, здоровом образе жизни, культуре здоровья.
Раздел 1. Организм как живая открытая система Основные свойства организма. Система органов в организме. Уровни организации организма. Клетки и ткани – «строительные материалы».
Раздел 2. Исполнители симфонии жизни Гуморальная и нервная регуляция функций организма. Железы внутренней секреции. Гормоны и их свойства. Роль нервной системы в восприятии, переработке и передаче информации. Рефлекс как основа нервной деятельности.
Раздел 3. Двигатели нашего тела Кости скелета. Строение скелета. Функциональные особенности опорно-двигательной и мышечной систем человека. Роль движения в нашей жизни. Арсенал наших двигательных возможностей. Химия и энергетика работающей мышцы. Что такое утомление? Сила мышц и их выносливость. Определение типа телосложения, осанки. Функциональные нарушения и роль физических упражнений в формировании опорно-двигательной и мышечной систем человека.
Раздел 4. Защитные механизмы организма Кровь и лимфа – две реки жизни. Тканевая совместимость и переливание крови. Клетки крови на страже здоровья. Как наш организм защищается от инфекции. Детские инфекционные заболевания и меры борьбы с ними. История становления иммунологии как науки. Пути решения проблемы иммунопрофилактики. Профилактика заболевания. Разработка вакцины.
Раздел 5. Главная транспортная система организма Транспортные «магистрали» – сосуды. Неутомимое сердце. Физиологические особенности и гигиена сердечно-сосудистой и лимфатической систем человека. Функциональные нарушения работы сердца, кровеносной системы, их профилактика. Первая помощь при кровотечениях.
Раздел 6. Чтобы жить – надо есть Значение питательных веществ для организма. Особенности обмена веществ в разном возрасте. Рациональное питание. Режим питания. Опасность переедания, болезни сытости. Дистрофия и болезни голода. Лечебное голодание. Диетическое питание для больных. Экологически чистые продукты. Пищевые добавки. Трансгенные продукты. Знакомство с особенностями профессиональной деятельности врача-диетолога.
Раздел 7. Окружающая среда и гигиена пищеварительной системы человека Пищеварение в ротовой полости, желудке, кишечнике. Функциональные нарушения и гигиена пищеварения. Функциональные нарушения и гигиена пищеварения в железах пищеварительной системы. Функциональные нарушения и гигиена пищеварения в кишечнике. Функция аппендикса в организме.
Раздел 8. Окружающая среда и гигиена дыхательной системы человека Строение и функциональные особенности органов дыхания. Гигиена дыхания. Патологические изменения функций дыхательной системы и меры их профилактики. Первая помощь при поражении органов дыхания.
Раздел 9. Кожа – зеркало здоровья Строение и функциональные особенности кожи. Роль кожи в терморегуляции организма. Механизм терморегуляции. Причины повышения температуры при заболеваниях. Нарушение терморегуляции (ожоги и обморожения). Обмен веществ и постоянная температура тела. Вирусные заболевания кожи (бородавки и герпес). Чесотка и грибковые заболевания кожи (микоз, лишай, парша). Закаливание организма и факторы среды. Формы и условия закаливания. Гигиенические требования к одежде и обуви. Косметические средства и их рациональное использование. Домашняя косметика. Производные кожи. Оправа красоты, или о волосах. Как ухаживать за волосами? Сухие и жирные волосы. Выпадение волос. Изменение цвета волос: окраска и обесцвечивание.
Раздел 10. «Умные» фильтры Строение и функции почек. Заболевания органов мочевыделения. Питьевой режим.
Раздел 11. Воздействие окружающей среды на органы чувств Глаза – зеркало души. Строение глаза. Физиологические особенности глаза – органа зрения. Как заботиться о своих глазах? Причины аздражения глаз. Гимнастика для глаз. Зрение и компьютер. Упражнения для расслабления глазных мышц после работы за компьютером. Зачем человеку уши? Физиологические особенности уха, гигиена и профилактика заболеваний данного органа. Органы осязания, обоняния и вкуса.
Раздел 12. Взаимосвязь окружающей среды с обменными процессами в организме человека Сбалансированность питания и водообмена – важнейшие условия стабильности обмена веществ в организме человека. Функция витаминов в обмене веществ организма. Функция желез внутренней секреции в обмене веществ. Патология и профилактика обменных процессов в организме.
Раздел 13. Психологические особенности человека Наука о душе. Классификация темперамента по Гиппократу. Классификация типов нервной системы по Павлову. Соотношение характера и темперамента. Воля – способность человека к преодолению трудностей. Познавательные процессы. Речь – средство общения. Память, ее виды и значение для формирования мыслительной деятельности и поведения. Как Вы спите? Двойное чудо сна. Отчего мы погружаемся в сон? Физиология сна. Нормы сна – наполеоновские и медицинские. Что такое литаргический сон? Полезны или вредны сновидения? Что такое гипноз? Объяснение гипноза вчера и сегодня. Можно ли вылечить гипнозом?
Раздел 14. Наш долг перед будущим Чудесные спирали ДНК. Генетические болезни человека. Генетическое определение пола. Методы изучения генетики человека. Хромосомные аномалии.
Стать участниками программы могут учащиеся 8-9 классов школ Мордовии, имеющих Российское гражданство и успешно сдавшие вступительный тест по результатам конкурсного отбора. Для этого необходимо подать заявку на программу ниже.
В первую очередь участниками программы могут стать победители и призеры муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии. Также преподаватель в исключительных случаях может принимать решение о зачислении слушателей самостоятельно на основании достижений ученика.
Подать заявку на участие в программе можно до 26 мая включительно.
Список участников, записанных на курс
| Ф.И.О. | Район | |
|---|---|---|
| Абдрахманова Анель Тэуекелкызы | Ельниковский | |
| Абрамова АнастасияАлексеевна | Рузаевский | |
| Авдошкина Валерия Александровна | г. Рузаевка | |
| Аржанова Евгения Александровна | г.о. Саранск | |
| Артемова Кристина Алексеевна | г.о. Саранск | |
| Барсток Арсений Алексеевич | г. Рузаевка | |
| Бикбаева Алина Альбертовна | Рузаевский | |
| Биксаляева Диана Альбертовна | Рузаевский | |
| Вергаскина Валерия Евгеньевна | г. Рузаевка | |
| Вишнякова Валентина Викторовна | г. Инсар | |
| Власова Карина Евгеньевна | Ельниковский | |
| Волкова Екатерина Игоревна | г.о. Саранск | |
| Ворожейкина Ольга Александровна | г.о. Саранск | |
| Головина Анастасия Сергеевна | Ардатовский | |
| Григорян Лилит Арменовна | г.о. Саранск | |
| Елисеева Алёна Сергеевна | г. Ардатов | |
| Жирнова Мария Александровна | г. Ардатов | |
| Зайкина Анастасия Алексеевна | Инсарский | |
| Заречнева Алёна Игоревна | г.о. Саранск | |
| Земская Виктория Александровна | г. Инсар | |
| Иванова Дарья Александровна | Рузаевский | |
| Исхакова Лениза Ханифовна | Лямбирский | |
| Картмазова Ксения Александровна | г. Рузаевка | |
| Коленченко Яна Андреевна | г. Рузаевка | |
| Комиссарова Мария Сергеевна | Рузаевский | |
| Кулагина Дарья Александровна | г.о. Саранск | |
| Лобанова Дарья Сергеевна | г. Рузаевка | |
| Лыбаева Елизавета Евгеньевна | г.о. Саранск | |
| Майданова Александра Александровна | г. Ардатов | |
| Мартынов Егор Сергеевич | Рузаевский | |
| Медянкина Анастасия Витальевна | Краснослободский | |
| Мельникова Ксения Николаевна | г.о. Саранск | |
| Мироненко Амалия Витальевна | Рузаевский | |
| Никулкина Елена Михайлова | Ельниковский | |
| Новикова Виктория Алексеевна | г. Рузаевка | |
| Орехова Анастасия Александровна | г. Рузаевка | |
| Панфилкин Олег Евгеньевич | г.о. Саранск | |
| Пинчугин Денис Егорович | г.о. Саранск | |
| Савичкина Полина Александровна | г. Рузаевка | |
| Санников Алим Ефремович | г.о. Саранск | |
| Саушина Анастасия Сергеевна | Рузаевский | |
| Сорудейкина Юлия Олеговна | Торбеевский | |
| Спиркина Анастасия Денисовна | г.о. Саранск | |
| Улякина Юлия Васильевна | г. Инсар | |
| Федина Ирина Алексеевна | г. Рузаевка | |
| Фудин Александр Васильевич | Краснослободский | |
| Ципина Татьяна Александровна | г. Рузаевка | |
| Чекмарева Жанна Алексеевна | Ельниковский | |
| Чикирова Анастасия Вячеславовна | г.о. Саранск | |
| Швечков Андрей Евгеньевич | Краснослободский | |
| Шичкин Степан Иванович | Торбеевский | |
| Якутина Ксения Витальевна | г. Саранск |
Скачать сертификаты с отличием
Скачать сертификаты о прохождении программы
![]() | Антонова Елена Викторовна |
|

