Дистанционная олимпиадная программа по экономике

Программа подготовки школьников 9-11 классов к региональному этапу Всероссийской олимпиады по экономике имеет целью повысить уровень олимпиадных знаний и направлена на формирование компетенций участников олимпиады по следующим направлениям:

• Введение. Что изучает экономическая наука. Микроэкономика и макроэкономика. Ограниченность ресурсов. Выбор в экономике, понятие альтернативной стоимости. Виды благ.

• Производство и торговля. Кривая (граница) производственных возможностей. Абсолютные и сравнительные преимущества стран в производстве благ.

• Экономические системы. Главные вопросы экономики. Разделение труда, специализация и обмен. Типы экономических систем: рыночная, командная (плановая), традиционная и смешанная экономика.

• Экономика семьи. Домохозяйство как потребитель. Семейный бюджет. Источники доходов. Дифференциация доходов. Меры социальной поддержки. Расходы семьи. Роль рекламы.

• Финансовая грамотность. Сбережения и банковские депозиты. Банковские кредиты и проценты. Дебетовые и кредитные карты.

• Фирма. Роль и цели фирм в экономике. Основные организационные формы бизнеса в России. Основные источники финансирования бизнеса. Акции и облигации. Экономические и бухгалтерские издержки. Выручка. Прибыль.

• Совершенная конкуренция. Отличия рыночных структур. Спрос и предложение, равновесие. Последствия основных типов вмешательства государства.

• Основы макроэкономики. Понятие безработицы, её причины и экономические последствия. Понятие инфляции. Реальный и номинальный доход.

• Спрос. Индивидуальный спрос. Закон спроса. Прямая и обратная функция спроса. Зависимость индивидуального спроса от дохода потребителя. Нормальные (качественные, высшей категории) и инфериорные (некачественные, низшей категории) блага. Дополняющие и замещающие товары (комплементы и субституты). Рыночный спрос. Кривая рыночного спроса. Понятие эластичности. Эластичность спроса на товар по его цене. Факторы, определяющие эластичность спроса по цене. Эластичность спроса и выручка продавцов. Перекрестная эластичность спроса по цене дополняющего или заменяющего товара. Эластичность спроса по доходу.

• Предложение. Индивидуальное предложение. Закон предложения. Прямая и обратная функция предложения. Кривая индивидуального предложения. Рыночное предложение, кривая рыночного предложения. Эластичность предложения товара по цене.

• Рыночное равновесие. Избыточный спрос (дефицит) и избыточное предложение. Влияние изменений спроса и предложения на равновесную цену и равновесное количество.

• Взаимосвязанные рынки. Последствия государственного регулирования (фиксации цен, установления верхнего и нижнего предела цен, квот по объему производства, налогов).

• Производство. Фирма. Формы организации бизнеса. Фондовый рынок, ценные бумаги. Технология. Постоянные и переменные факторы производства. Краткосрочный и долгосрочный периоды производства. Общий (совокупный), средний и предельный продукт переменного фактора производства. Кривые общего, среднего и предельного продукта переменного фактора производства и связь между ними. Постоянные, переменные и общие издержки. Средние, средние постоянные, средние переменные и предельные издержки и их графическая интерпретация. Максимизация экономической прибыли как цель фирмы. Условие максимизации прибыли на рынке совершенной конкуренции. Условие прекращения производства фирмы в краткосрочном периоде.

• Рынки несовершенной конкуренции. Рыночная власть фирм как способность влиять на уровень цены. Монополия. Причины возникновения монополий. Сравнение цены и объема выпуска в конкурентной и монополизированной отрасли. Понятия монополистической конкуренции и олигополии.

• Неравенство доходов. Распределение доходов. Проблема неравенства доходов в обществе. Измерение степени неравенства доходов: кривая Лоренца и коэффициент Джини. Перераспределение доходов государством.

В рамках программы олимпиадной подготовки важное место занимает формирование у обучающихся навыков решения экономических задач.

Участниками программы могут стать победители и призеры муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по экономике. Также преподаватель в исключительных случаях может принимать решение о зачислении слушателей самостоятельно на основании достижений ученика. Заявку на программу можно подать на электронную почту mira.edurm@gmail.com
Шабанова Жанна Викторовна
  • Почетный работник общего образования РФ
  • Заслуженный работник образования РМ
  • Кандидат педагогических наук
Дистанционная олимпиадная программа по экономике